Заира Казанбиева

С чего начинается маркетинг?

Аналитика. Где она прячется? Внутри или снаружи?
Начнём с определения слова «Маркетинг»

Маркетинг— это организация производства и сбыта продукции, основанная на изучении потребности рынка в товарах и услугах.
Источник определений: «Oxford Languages»

Недавно дискутировали с коллегой:
За что отвечает маркетинг ?
За «внутренний» и «внешний» маркетинг.
Выясняется, что в разных компаниях по-разному.
Я убеждена, что существует «внутренний» маркетинг. Она о таком и не знала.
И за что же он отвечает?,— спрашивает меня она.
—За лояльность сотрудников к компании, в которой они работают;
—За "порядок" в бизнес-процессах внутри компании;
—За внедрение и отслеживание корпоративной этики;
—За знание продукта всеми сотрудниками;
—За внешний вид офиса, мотивацию и многое, многое другое...
Коллега мне отвечает:
За «внутренний маркетинг» в больших компаниях отвечает HR-отдел.
А вот я как раз об этом и расскажу на примере.

Что в первую очередь делаю я, как маркетолог, когда прихожу в компанию?

Думаете изучаю конкурентное окружение? Ну и это тоже само собой! Но пока ты не «прощупаешь почву», "вырастить" что-либо не получится.

Так вот, сначала я занимаюсь «внутренним маркетингом»

1.Первым делом, я как ключница собираю все явки-пароли от всех маркетинговых каналов, создаю файл.

2.А ещё, проверяю, работает ли телефон компании. Можно ли дозвониться до этой Вселенной Marvel и какой Superman в лице менеджера всё-таки соизволит поднять трубку. Вы не поверите, в 90% случаев, телефон молчит.

3.Собираю все материалы о продукте . Выясняется, что каждый сотрудник оформляет презентацию, письмо, пишет в мессенджере, как хочет и как понимает. «Лицо» компании размыто. Нужно привести все в единый стандарт.

4.Общаюсь с сотрудниками и выявляю «скрытого» лидера, к которому прислушиваются остальные. Лидер может быть как источником позитива и «батарейкой» коллектива, а может быть и «негативщиком», который не даёт новшествам в компании реализоваться.

5. Враг маркетинга— большая текучка кадров. В некоторых случаях, когда внедряется новые регламенты и правила, она неизбежна. Но и это можно предотвратить. Главное не делать революцию. Аккуратно, мелкими шажками, убеждая и мотивируя. Были случаи, когда сотрудники удерживались в компании только потому что им было интересно работать со мной.

6. Очень многое зависит от самого руководителя. Ещё больше от собственника. Сотрудники чутко следят за каждым его решением, даже в отношении других. Уволил и не выдержал обещание по ЗП, делает замечание при всех, переходит на крик, контролирует каждый шаг— это всё знаки «минус» для имиджа компании. Отзывы о работодателе в наш век Всемирной сети Интернет никто не отменял.

7. Создаю оперативный план работы по устранению внутренних проблем.

8. Вот вроде всё наконец-то собрала. Принимаюсь за систематизацию и оптимизацию.

9. Следующий этап. Это конкурентный анализ, SWOT, стратегический план, маркетинговый план на год. Но про это в следующих моих историях...